Как работают социальные проекты для детей инвалидов

По официальным данным, на 1 января 2019 года в России проживает более 670 000 детей-инвалидов. Государство проводит активную политику в вопросах оказания реабилитационной помощи и поддержки данной категории населения, однако этого мало. Имеет значение деятельность общества и организаций. Социальный проект на тему помощь детям-инвалидам обретает практическую необходимость.

Социальные проекты для инвалидов

Социальные проекты представляют собой систему мероприятий, направленных на реабилитацию и организацию культурно-массовых мероприятий для детей с ограниченными возможностями. Программа, независимо от целевой аудитории и масштаба, ориентируется на формирование здоровой социальной среды для развития и становления ребенка. Повышается активность рассматриваемой категории несовершеннолетних, улучшается взаимодействие со здоровыми молодыми людьми, подростками, тем самым ребенок-инвалид безболезненно интегрируется в социальную среду.

Рассматривая различные проекты и мероприятия, необходимо учитывать особенности психологии инвалидов и некоторые правила общения с ними. Ниже представлены некоторые рекомендации, которые полезно знать при взаимодействии с неполноценными детьми:

  • Необходимо ориентироваться исключительно на человека, обращаться к нему, а не к представителю.
  • Используйте те же знаки приветствия, которые применяете при общении со здоровым человеком – пожать руку, кивнуть головой, улыбаться, смотреть в глаза.
  • Если есть намерение помочь, предложите свои услуги и дождитесь согласия человека с ограниченными возможностями, только затем приступайте.
  • Обращайтесь к детям, употребляя их имя в речи, к подросткам – как ко взрослым.
  • Не опирайтесь, не висите на инвалидной коляске. Для ребенка она прежде всего часть его самого, пренебрежение устройством может нанести серьезную душевную травму его обладателю.
  • Рассказывайте истории, налаживайте общение как с полноценным человеком. Избегайте тем активных видов спорта, путешествий, покупки новой одежды. Вы еще раз подчеркиваете неполноценность собеседника. Говорите обо всем, только так можно наладить общение со взаимной симпатией.

Вы ознакомились с некоторыми особенностями общения с инвалидами, но даже эти рекомендации помогут наладить простое общение и взаимную симпатию. Главное – не ограничивать темы разговора, а так же не пытаться помочь без согласия собеседника.

Разновидности социальных программ

Все социальные программы условно делятся на федеральные, то есть те, которые действуют на всей территории РФ, и региональные – действуют на территории конкретного субъекта России. При этом на муниципальном (т. е. городском, районном) уровне зачастую есть свои проекты.

Рассматривая государственный уровень, необходимо отметить Федеральную программу «Доступная среда», она действует до 2020 года. Предусматривает систему социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями, закладывает основу материальной, технической, медицинской помощи данной категории населения. Является общей для всех. Есть программы на региональном и муниципальном уровнях, узнать о которых можно в местной администрации.

Так, примерами социальных проектов для инвалидов на уровне региона, являются «Ступени возможностей», «Мы вместе!» в Московской области, «По зову сердца» в Тюменской области.

По сфере деятельности программы делятся на другие виды. Медицинские затрагивают вопросы организации ухода за детьми, проведения оздоровительных, реабилитационных мероприятий.

Бытовая программа нацелена на условия жизни и развития ребенка, формирование среды для проживания – покупка вещей первой необходимости, предоставление жилого помещения, мебели. Педагогическая программа связана с психологией инвалидности и изучением личности подростков. Исследуются и ликвидируются отклонения в становлении собственного «Я».

Трудовая в большей степени направлена на подростков и связана с развитием профессиональных навыков, проведением тренингов, занятий и мастер-классов. Психологическая помощь инвалидам связывается с проведением консультаций, содействием неполноценным людям в вопросах адаптации и интеграции, особенно это касается детей и подростков.

Как работают проекты для детей инвалидов

Социальные проекты для инвалидов в большей степени направлены на несовершеннолетних. Рассматривая процесс участия, необходимо обратить внимание на отдельные факторы:

  • Есть ли в проекте описание целевой аудитории с возрастными ограничениями – подходит ли ребенок для участия.
  • Детей с какими отклонениями допускает к участию программа – по слуху, зрению, опорно-двигательной системе.
  • Возможность участвовать в мероприятиях.
  • Разрешение и допуск от врача.
  • Разрешение от опекунов либо родителей малыша.

По слуху

В социальных проектах всегда учитываются психологические особенности инвалидов, в том числе по слуху. В большинстве случаев мероприятия для таких детишек ориентируются на развитие творческого потенциала, посещение различных центров. В процессе деятельности несовершеннолетние демонстрируют свои способности, таланты. Работникам и педагогам необходимо лишь внимательно наблюдать за работой ребенка, делать выводы и формировать план работы, развивая сильные стороны.

В большинстве государственных программ организованы походы в музеи, различные театры, зоопарки, выставки, дети участвуют в экскурсиях. На таких мероприятиях не делается акцент на недостатках инвалида, налаживается его коммуникация и адаптация.

По зрению

Налаживая общение с инвалидами по зрению, необходимо знать группы инвалидности. Их всего три. Первая объединяет людей со слепотой на оба глаза, двухсторонним сужением пределов поля зрения до 10 градусов, остротой зрения с коррекцией 0,03 и ниже. Вторая группа включает граждан с остротой зрения от 0,04 до 0,08, сужением границ поля зрения до 20 градусов.

Третья связывает детишек с отсутствием одного глаза либо снижением остроты зрения до 0,02, а также односторонним сужением границ поля зрения до 50 градусов.

Для ребят-инвалидов по зрению разрабатываются программы посещения музыкальных представлений, концертов. Акцент делается на восприятие информации слухом. Ориентируясь на правила общения с инвалидами, при организации мероприятий необходимо наладить коммуникацию ребенка и сделать так, чтобы он не чувствовал себя ущемленным. Важно не акцентировать внимание на неполноценности участников.

Преимущества и недостатки

Любой социальный проект имеет положительные и отрицательные стороны. Стоит рассмотреть и те, и другие. Среди преимуществ можно назвать:

  • Каждый участник вовлекается в процесс и забывает о своих отклонениях.
  • Адаптация инвалида и налаживание коммуникации со здоровыми людьми, возможность реализовать свой потенциал.
  • Участие в государственных проектах бесплатное.

Среди отрицательных сторон можно назвать следующие аспекты:

  • Время действия социальных программ ограничено. Дети не всегда находятся в благоприятной для развития среде, мероприятия заканчиваются, и они возвращаются к повседневности.
  • Программы ориентированы на инвалидов определенной категории и группы. Не все несовершеннолетние имеют к ним доступ.
  • Иногда лечащие врачи или родители выступают с запретом на участие в проекте.
  • Не все дети физически могут принять участие в программах.

Несмотря на некоторые недостатки, положительных сторон все же больше. Среди таковых необходимо выделить психологическое консультирование инвалидов, которое так важно детям.

Кому могут отказать

В бесплатных программах могут участвовать не все, о чем ранее уже было указано. Рассмотрим те категории граждан, которые наверняка получат отказ:

  • Дети, имеющие инвалидность первой группы, – в силу того, что они не могут сами передвигаться.
  • Лица в период после операции.
  • Инвалиды, которые не могут принять участие в проекте из-за поставленного диагноза, – заболевание препятствует активной деятельности.
  • Запрет со стороны врача.
  • Подростки, не подходящие по возрастному показателю.

Социальные проекты, направленные на детей-инвалидов, имеют огромное значение для участников. Они помогают адаптироваться в обществе, налаживать общение с здоровыми членами общества, реализовать свой потенциал, развивать свои таланты и сильные стороны. Не забывайте, что для детей с ограниченными возможностями важно участие в их жизни. Каждый должен знать правила общения с неполноценными детишками, их особенности психологии.

В России сейчас проживают десятки тысяч людей с инвалидностью. У каждого из них свои проблемы со здоровьем, которые напрямую влияют на качество жизни. И, помимо лечения, инвалидам нужна адаптация в обществе. Именно поэтому так важна социальная работа с инвалидами.

Люди с инвалидностью

Люди с ограниченными возможностями – это люди, имеющие определенные проблемы со здоровьем. Возникает вопрос, как правильно называть человека с инвалидностью. Ведь многих задевают такие понятия как «инвалид», «колясочник» и т. д. Даже термин «люди с ограниченными возможностями здоровья» не всегда приемлем.

В обществе принято либо скрывать отношение к инвалидам, либо относиться к ним с жалостью. И то, и другое неверно. Для того чтобы не обидеть такого человека, нельзя использовать термины, унижающие человеческое достоинство. Как правило, самыми приемлемыми названиями в таких обстоятельствах будут «человек с инвалидностью», «человек в коляске» и т. д.

Важно знать, как называют инвалидов по-другому, если у них присутствуют конкретные особенности. К примеру, человека, у которого синдром Дауна, нужно называть, указывая не на особенность, а на личность (девушка с синдромом Дауна, аутизмом и т. д.).

Виды социальной работы с инвалидами

Социальная работа с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями очень важна. Это касается и тех, кто имеет данный статус с рождения, и тех, кто получил группу позднее. Обеим категориям ограничения, связанные с исполнением тех или иных ролей, очень сильно мешают. А ведь большинство инвалидов легко ведут если не прежний, то довольно подвижный образ жизни. Им необязательно жить в изоляции, не работать и т. д.

Социальное обслуживание на дому

Все виды социальной работы с инвалидами регулируются ФЗ 122. При этом соблюдают следующие принципы:

  • обеспечение гражданских прав;
  • предоставление гарантий от государства;
  • использование мер для адаптации в обществе и реабилитации лиц с инвалидностью;
  • ответственность госорганов и должностных лиц за соблюдение прав инвалидов.

Социальное обслуживание на дому подразумевает специальную помощь лицам с инвалидностью. В первую очередь это медицинское обслуживание, которое предоставляют людям, утратившим (полностью или частично) возможность обслуживать себя самостоятельно.

Соц. работа с разными инвалидами подразумевает предоставление большого количества услуг. Социальные службы направляют к таким пациентам специально обученных медицинских патронажных сестер. К их обязанностям относят наблюдение за состоянием здоровья, санитарно-гигиенические процедуры, кормление, выполнение легкой работы по дому и т. д.

Полустационарное социальное обслуживание

Если человек, имеющий ограниченные возможности, обслуживает себя и активно передвигается, он пользуется полустационарным обслуживанием. Под этим термином подразумевают пребывание пациента в соответствующем учреждении только половину дня. Выбирают дневное или ночное отделение.

Такая помощь инвалидам включает в себя весь спектр услуг:

  • установленный быт и досуг;
  • питание, медикаментозное лечение;
  • предоставление социально-медицинских услуг (психологическая помощь, гигиенические услуги, участие в реабилитационных программах);
  • получение образования или дополнительной профессиональной подготовки;
  • содействие при трудоустройстве.

Полустационарное обслуживание нередко используют инвалиды без определенного места жительства.

Стационарное социальное обслуживание

Социальная работа с инвалидами, если кратко, подразумевает также стационарное обслуживание. Его используют, если человек нуждается в постоянном уходе. К учреждениям, где предоставляют социальную помощь на постоянной основе, относят дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей.

Во время пребывания в таком учреждении инвалиды независимо от возраста получают:

  • условия, соответствующие установленным законом санитарно-гигиеническим требованиям;
  • первичную медицинскую помощь;
  • стоматологические услуги;
  • социально-медицинскую реабилитацию;
  • бесплатную юридическую помощь;
  • прохождение медико-социальной экспертизы для определения группы.

Дети с инвалидностью, которые пребывают в таких учреждениях, получают образование или профессиональную подготовку, которые соответствуют их способностям. Для этого используют курсы, школьную программу, трудовые классы.

Срочное социальное обслуживание

Инвалиды также имеют право на получение срочной социальной помощи (ст. 22 ФЗ N 122). Под этим подразумевают предоставление разовых специальных услуг. Это:

  • бесплатное горячее питание;
  • выдача бесплатных продуктовых наборов;
  • выдача гуманитарной помощи (одежды, обуви);
  • организация срочной юридической помощи (бесплатной);
  • предоставление жилья (на короткий срок);
  • предоставление психологической помощи, включая медикаментозное лечение.

Каждый субъект РФ имеет индивидуальный перечень дополнительных социальных услуг, которые предоставляют в экстренных случаях. Для их получения обращаются к сотрудникам соответствующего госоргана и предоставляют необходимые бумаги (паспорт, справки, подтверждающие наличие группы).

Социально-консультативная помощь

Многим гражданам с инвалидностью требуются консультации и советы, поэтому соответствующую услугу предоставляют социальные службы. Работники с соответствующим образованием (юридическим, психологическим) консультируют пациентов на дому или в соответствующих центрах. Это помогает им быстрее адаптироваться в социальной среде, получить сведения о правах или обязанностях, а также налаживать отношения с родственниками.

Люди с ограниченными возможностями здоровья не всегда ведут абсолютно полноценную жизнь, но это не означает, что их социализация становится несбыточной мечтой. Многие инвалиды сейчас легко работают, учатся, путешествуют, то есть ведут активный образ жизни.

 

Анна

Эксперт - юрист сайта. Судебная практика 12 лет. Большой опыт в составлении исков, претензий и жалоб. Специализация - гражданское право и процесс:
● установление порядка общения ребенка;
● определение места жительства ребенка;
● лишение и ограничение родительских прав;
● установление отцовства и усыновление;
● раздел имущества.

Свой вопрос вы можете задать в форме бесплатной консультации.

opekarf
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях